УВК ШГ №62 Учебно-воспитательный комплекс школы гимназии №62

Методическая служба

Концепция развития гимназии

УВК ШГ № 62 г. Бишкек

1.Нормативно-правовое обеспечение программы развития

Программа развития гимназии разработана в соответствии с Законом КР «Об образовании»,Кодексом КР о детях , Целевой программой развития образования до 2020 года, новыми образовательными стандартами.

2.Основные положения концепции УВК ШГ № 62

Процесс развития гимназии должен способствовать конкурентно -способности, созданию такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить доступное качественное образование, будет соответствовать разнообразным образовательным потребностям обучающихся, сохранять и укреплять здоровье всех участников образовательного процесса. Развитие гимназии не должно ломать то, что устоялось, а должно органично вплетаться в систему ценностей, традиций и достижений гимназии.

Миссия гимназии – создание единого образовательного пространства, обеспечивающего интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, формирование потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию, посредством взаимодействия основного и дополнительногообразования.

Цель развития гимназии — обеспечение равенства возможностей обучающихся  получения качественного образования через реализацию принципа вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования.

Задачи:

  • модернизировать структуру и содержание основного и дополнительного образования через внедрение новых образовательных технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся к качественному обучению;
  • обеспечить гибкость и согласованность структурных подразделений гимназии через реализацию комплексно-целевых программ;
  • разработать механизм повышения качества, вариативности и доступности образовательных услуг основного и дополнительного образования на всех ступенях школьного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

Направления работы:

  • обновление содержания и структуры образования;
  • организация взаимодействия структурных подразделений гимназии;
  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  • развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности гимназии;
  • обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в гимназии;
  • укрепление материальной базы.

Основополагающие принципы:

  • принцип вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования;
  • принцип непрерывности образования;
  • принцип максимального использования возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников;
  • принцип здоровьесбережения;
  • принцип гуманитаризации среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Вариативный подход предполагает предоставление возможностей выбора как для обучающих, так и для обучающихся, обеспечение доступности качественного образования для всех школьников.

Непрерывность образования – это одновременное приобретение тех или иных знаний и приобретение тех или иных знаний и приобщение к культуре посредством взаимодействия основного и дополнительного образования. Принцип непрерывного образования обеспечивает организационное и содержательное единство и преемственную связь всех ступеней образования, совместно и скоординировано решающих задачи обучения и воспитания с учетом актуальных и перспективных личных и общественных потребностей.

Максимальное использование возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников обеспечивает становление и готовность обучающихся их внутреннего потенциала к осуществлению саморазвития и самореализации. Привлечение общественности и социальных партнеров содействует организации и активной социально — значимой деятельности обучающихся и расширению содержания образовательного процесса.

Здоровьесбережение, то есть грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Формирование в гимназии здоровьесберегающего пространства позволяет всем участникам образовательного процесса совместно решать задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но воспитания культуры здоровья.

Принцип гуманитаризации предполагает формирование системы отношения к миру, к себе, к обществу, основанной на эмоционально-ценностных, духовно-нравственных ориентациях личности, через создание культурно-эстетической среды, насыщенной творческими видами деятельности.

3.Изменения основных элементов образовательной системы

  • Принцип подбора и комплектования профильных классов. За время работы в гимназии сформировалась система набора в классы расширенного содержания образования (предпрофильные 8-9 классы) и система комплектования профильных 10-11классов. Данный опыт необходимо сохранить.

Ожидаемые эффекты нововведения: обеспечение равенства возможностей обучающихся для получения качественного образования, меньшая наполняемость первой смены, что способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся в гимназии, увеличение количества учебных помещений для реализации принципа вариативности образования.

  • Программы обучения. Изменения по данному элементу образовательной системы в первую очередь должны быть направлены на разработку образовательной программы гимназии, во вторую очередь – на разработку, апробацию и внедрение программ спецкурсов по предметам с целью расширения спектра образовательных услуг по выбору учащихся.
  • Формы и технологии обучения. При совершенствовании содержания образовательного процесса, основанного на модернизации программно-методического обеспечения, необходимо учитывать соответствующие новым требованиям программ современные технологии и формы обучения.

    Проект государственного стандарта определяет как приоритетный компетентностно-деятельностный  подход. Следовательно, основной задачей в совершенствовании образовательных технологий является изучение теории компетентностно-деятельностного подхода (курсы повышения квалификации, самообразование педагогов) и поэтапное внедрение данной технологии в учебный процесс.

Внедрение новых технологий обучения влекут за собой изменения и форм и методов обучения. Репродуктивная система обучения должна смениться активными и интерактивными методами, предполагающими индивидуальную, групповую работу, а так же работу в парах.

Особое внимание необходимо уделить развитию проектной деятельности, практическим и лабораторным занятиям обучающихся как в учебной, так и в неурочной деятельности. Формы работы должны стать практико-ориентированными, нацеленными на развитие ключевых предметных компетенций.

Кроме того следует продолжить внедрение ИКТ в образовательный процесс. Задача заключается в оснащении учебных кабинетов компьютерами и всеми необходимыми сопутствующими техническими средствами. Потребуется организовать дистанционное обучение, способствующее организации учебного процесса для часто болеющих детей, а также для индивидуализации образовательного процесса одаренных школьников.

  • Совершенствование методов контроля, усвоение знаний, умений, навыков. Система ЗУНов должна измениться. Государственный стандарт определяет требования по формированию практических навыков, компетенций школьников. На это должен быть направлен процесс модернизации методов контроля. Под компетентностью понимается выраженное в практических навыках качество образования.
  • Учебный план гимназии. Корректировке должен подвергнуться и учебный план гимназии. С одной стороны, необходимо восполнить пробелы, выявленные в ходе анализа результатов деятельности гимназии за последние годы. С другой стороны, нельзя забывать о здоровье обучающихся. Перегруженность школьников – одна из существенных проблем на сегодняшний день. Необходимо скорректировать учебный план, добившись его сбалансированности.
  • Система методической работы с учителями гимназии. Система методической работы гимназии должна обеспечивать целевую ориентацию на инновационную деятельность, приоритет развития творческого потенциала, междисциплинарный подход в содержании и процессе обучения. Системообразующим фактором модернизации системы методической работы с педагогическим коллективом должны стать целевые программы и комплексно-целевые проекты. Комплексно-целевые проекты стимулируют педагогов к получению новых знаний, поиску и апробации новых эффективных технологий обучения, способствуют обогащению их педагогической деятельности за счет межпредметного взаимодействия. Работа в проекте позволить реализовать такие методы как контекстное обучение, обучение на основе опыта, обучение в команде. Происходит развитие социальной коммуникативной, продуктивной компетентностей, приобретается опыт решения реальных задач с распределением функций и ответственности между членами коллектива. Конкурсы, олимпиады являются одной из эффективных форм подготовки, обучающихся к будущей профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а результат участия в них – объективным интегральным показателем готовности педагогов и обучающихся к инновационной деятельности. Повышению мотивации к участию в комплексно-целевых проектах будет способствовать участие в конкурсах, конференциях и других мероприятиях как в гимназии, так и в не ее.
  • Материально-техническая база. Укрепление материально-технической базы гимназии должно быть направлено на обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов; обновление компьютеров в кабинете информатики; увеличение объемов доступа в интернет.
  • Описание развития различных ступеней гимназии
  • Адаптивная ступень – школа раннего развития. На данной ступени основной задачей является адаптация ребенка к школьной жизни, выравнивание возможностей обучения. Значительное место в программе занимают виды деятельности, хорошо освоенные ребенком в дошкольном обучении: рисование, лепка, конструирование, музыкальные игры, пение, танцы, игровая деятельность. Освоение новой деятельности – учебной – происходит постепенно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
  • Первая ступень – 1-4 классы. Главная задача: научить школьников учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.   Дети в параллели 1-4 классов, испытывающие трудности в обучении  и общении, посещают группы продленного дня, где реализуется принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Работа по выравниванию возможности детей в получении качественного образования реализуется в рамках проекта «Здоровье» и являетcя приоритетной как на адаптивной, так и на первой ступени обучения.
  • Вторая ступень – коммуникативная ступень, 5-7 классы. На данной ступени необходимо научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научить решать проблемы, связанные с реализацией определ

Возрастная и ценностно-смысловая специфика обучения на второй ступени предполагает апробацию и внедрение идей и технологий, обеспечивающих переход на компетентностный подход в обучении. Основу урочной деятельности гимназистов составляют активные формы обучения. Обучающиеся имеют возможность посещать курсы по выбору, которые удовлетворяют их индивидуальные образовательные потребности и готовятся к выбору предпрофиля.

Продолжается специализированное эстетическое образование, свободное время занято разнообразными кружками по выбору. Внеурочная и внешкольная жизнь насыщена событиями, где обучающиеся могут проявить свои коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.

  • Третья ступень – предпрофильная гимназия, 8-9 классы. Начиная с восьмого классы, формируются предпрофильные гимназические классы, которые специализируются на углубленном изучении одного из направлений: социально-экономическое, социально-экологическое, гуманитарно-эстетическое.

На этой ступени начинает функционировать научное общество гимназистов, где ученики приобщаются к исследовательской и проектной деятельности. Углубленное изучение отдельных предметов в рамках исследований или проектов способствует профессиональному самоопределению.

  • Четвертая ступень – профильная гимназия, 10-11 классы. На данной ступени гимназисты должны научиться понимать и объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, то есть решать познавательные проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Проектирование профессиональных проб в 10-11 классах позволяет гимназистам приобщиться к элементам профессиональной деятельности и уточнить свой будущий профессиональный выбор.

5.Развитие воспитательной системы гимназии

Цель: воспитание конкурентно-способной личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, обладающий сформированной, нравственной, мировоззренческой и гражданской позицией, с развитым конструктивным отношением к будущему и к общечеловеческим ценностям.

Направление деятельности:

  • вовлечение учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности, способствует приобщению к системе культурных ценностей;
  • использование воспитательного потенциала гимназии, интеграции основного и дополнительного образования для формирования потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию, интеллектуальному развитию личности;
  • формирование ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, навыков здорового образа жизни;
  • создания условий для воспитания организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • формирование умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности.

Задачи:

  1. Модернизация воспитательной системы гимназии: переход к комплексно-целевому проектному построению воспитательного процесса:
  • реализация проекта «Здоровья»;
  • реализация проекта «Школа юных спортсменов»;
  • реализация проекта «Творческая мастерская»;
  • реализация проекта «Молодые молодым»;
  • реализация проекта «Школа лидера»;
  • реализация проекта «Звездное небо».
  1. Создание системы мониторинга эффективности воспитательной системы гимназии.

Основными ценностями воспитательной деятельности гимназии является ребенок, его развитие. Детство как особая жизнь ребенка. Воспитательная пространство как среда, способствующая развитию личности.

Принципы деятельности:

  • в центре внимания – внутренние ценности, возможности ученика;
  • обучающийся – субъект воспитательного воздействия;
  • учитель и ученик находятся в отношениях сотрудничества, сотворчества;
  • равенство возможности выбора содержания и форм творческой деятельности;
  • активная самостоятельная, инициативная позиция обучающихся.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников в единой образовательно-проектной среде.

Воспитательная деятельность охватывает все ступени гимназии.

Школа раннего развития                            Первая ступень 1-4 класса         

Проект «Наристе»                                          проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

Вторая ступень – коммуникативная ступень 5-7 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

Третья ступень – предпрофильная гимназия 8-9 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

проект «Молодые молодым»

проект «Школа лидера»

проект «Звездное небо»

Четвертая ступень профильная гимназия 10-11 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Исследовательско-проектная деятельность»

проект «Молодые молодым»

проект «Школа лидера»

проект «Звездное небо»

  1. Развитие психологической службы

Определяя задачи дальнейшего развития психологической службы, следует исходить из того, что она является основным звеном, организующим психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Соответственно, предметом – социальная ситуация развития в условиях школьного обучения. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью:

  • социальная ситуация развития в условиях школьного обучения оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом;
  • в условиях группового обучения социальная ситуация оказывает значительное воздействие на процесс и результат воспитания и обучения;
  • возрастные особенности могут оказать значительное влияние на переживание социальной ситуации и, следовательно, на процесс и результат воспитания и обучения;
  • организация деятельности психологической службы с учетом социальной ситуации развития на каждом этапе определенного возрастного периода способствует эмоциональному благополучию, психологическому комфорту, что в свою очередь положительно влияет на качество образования, на сохранение физического и психического здоровья обучающихся.

Цель развития психологической службы: содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развитии, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Задачи развития:

  • разработать и внедрить мониторинг социальной ситуации развития личности обучающихся на всех ступенях школьного обучения;
  • совершенствовать систему методов воздействия на социальную ситуацию развития с учетом особенностей каждого возрастного периода;
  • сопровождать образовательную, воспитательную, инновационную деятельность гимназии, обеспечивая психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников.

Психологическое сопровождение учебной деятельности

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся
Психологическое сопровождение воспитательной деятельности,
развития личности, социализации обучающихся

Родители

Обучающиеся в т.ч. одаренные дети,

Администрация, педагоги

Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный
уровень и адаптации на новом этапе обучения

Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный
уровень и адаптации на новом этапе обучения

 

Основные направления работы в соответствии с задачами развития.

Диагностическое:

  • осуществление мониторинга новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса;
  • мониторинг развития личности обучающегося в период переходи на новую ступень обучения (1, 4-5, 7-8, 10 классы);
  • мониторинг здоровьесберегающей направленности образовательного пространства на разных ступенях обучения.

Психологическое просвещение и коррекционно-развивающая работа:

  • возведение в традицию мероприятий по повышению психологической культуры педагогов и родителей на определенном этапе каждого возрастного периода;
  • совершенствование системы занятий и других форм работы по развитию социально-психологической компетентности;
  • совершенствование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении или в общении.

Научно-методическое:

  • психологическая экспертиза новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса;
  • обеспечение качества профилактической воспитательной деятельности за счет расширения взаимодействия с социальными партнерами;
  • поиск и апробация инноваций в области психологических достижений, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

Модель приоритетов во взаимодействии психологической службы с участниками образовательного процесса на всех ступенях школьного обучения 

Психологическая служба
Предшкола «Наристе»
Начальная школа
Среднее звено
Старшие классы
Родители
Педагоги
Педагоги
Обучающиеся
Педагоги

 

Обучающиеся
Родители
Педагоги

 

Дети
Родители
Родители
Обучающиеся

 

  1. Модель выпускника Учебно-воспитаетельного комплекса школы-гимназии № 62

 

Выпускник программы «Наристе»

 

 

 

  1. Управление программой развития

Модель управления образовательный процессом гимназии будет представлять собой совокупность взаимосвязанных комплексно-целевых проектов, реализуемых с учетом приоритетного направления на каждой ступени образования. Такая модель дает основное стратегическое конкурентное преимущество за счет гибкого поведения в изменчивой внешней среде. Система мониторинга образовательного пространства будет служить индикатором эффективности комплексно-целевых проектов, а также основанием для их коррекции.

Ответственной за реализацию программы развития является администрация и научно-методический совет гимназии.

Администрация:

  • разрабатывает и систематизирует нормативно-правовую и инструктивно-распорядительную базу деятельности гимназии;
  • несет ответственность за своевременное исполнение плана реализации программы развития;
  • контролирует ход реализации программы развития;
  • выявляет научные, методические, технические проблемы реализации программы;
  • готовит ежегодный анализ реализации программы.

 

Научно-методический совет:

  • рассматривает предложения по реализации программы развития;
  • рассматривает тематику мероприятий в рамках программы развития;
  • определяет персональный состав проблемно-творческих групп по реализации комплексно-целевых проектов;
  • осуществляет экспертизу реализуемых программ;
  • организует изучение и апробацию новых технологий в творческих группах;
  • осуществляет координацию инновационной деятельности всех структурных подразделений гимназии;
  • анализирует эффективность работы методических объединений, научного общества учащихся по реализации программы развития гимназии;
  • оценивает качество реализации программы развития;
  • разрабатывает предложения по морально-материальному стимулированию инновационной деятельности педагогов.

 

Основные исполнители программы – методическая служба, методические объединения и проблемно-творческие группы.

 

Методическая служба:

  • организует научно-педагогическое, программно-методическое, содержательно-технологическое обеспечение реализуемой программы по отдельным направлениям;
  • формирует банк инновационной педагогической информации – результатов работы методических объединений, отражающих уровень и эффективность их работы;
  • организует обсуждение и рецензирование целевых программ и комплексно-целевых проектов:
  • осуществляет мониторинг эффективности новых технологий и качества преподавания.

 

Методическое объединение:

  • организует изучение и апробацию новых технологий;
  • определяет тематику мероприятий в рамках педагогической информации – результатов работы методического объединения, отражающих уровень и эффективность ее работы, и пополняет «Методическую копилку» на сайте гимназии.

 

Проблемно-творческие группы:

  • разрабатывают программы обновления содержания основного и дополнительного образования;
  • реализуют комплексно-целевые проекты в контексте основных задач программы;
  • обеспечивают взаимодействие структурных подразделений гимназии;
  • разрабатывают методические пособия по билингвальному (многоязычному) образованию;
  • разрабатывают календарно-тематические планы по реализации программы многоязычного образования.
  1. Сроки и этапы реализации Программа

1 этап (2015-2016 гг.) – подготовительный:

Предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образовательного пространства гимназии по отдельным направлениям, приведение их в соответствие с городской программой развития, их апробацией, а также с началом преобразований, реализацией проектов и комплексно-целевых программ. Начало модернизации материальной базы гимназии и другие высоко затратные работы, поиск источников инвестиций, определение основных направлений методического, кадрового и информационного обеспечения Программы.

II этап (2017-2018 гг.) – практический:

Дальнейшая модернизация ресурсного обеспечения программы развития. Осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения программы. Анализ промежуточных результатов. Коррекция содержания и сроков реализации Программы в соответствии и целевыми индикаторами ее реализации.

III этап (2019-2020 гг.) – заключительный:

Анализ полученных результатов и описание основных этапов фактической реализации Программы. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями. Обобщение и описание основных этапов и результатов реализации Программы. Определение основных направлений развития гимназии на период 2020 – 2025 гг.

 

Концепция развития гимназии УВК ШГ № 62 г. Бишкек

 Нормативно-правовое обеспечение программы развития

Программа развития гимназии разработана в соответствии с Законом КР «Об образовании»,Кодексом КР о детях , Целевой программой развития образования до 2020 года, новыми образовательными стандартами.

  1. Основные положения концепции УВК ШГ № 62

Процесс развития гимназии должен способствовать конкурентно -способности, созданию такого образовательного пространства, которое позволит обеспечить доступное качественное образование, будет соответствовать разнообразным образовательным потребностям обучающихся, сохранять и укреплять здоровье всех участников образовательного процесса.

Развитие гимназии не должно ломать то, что устоялось, а должно органично вплетаться в систему ценностей, традиций и достижений гимназии.

Миссия гимназии – создание единого образовательного пространства, обеспечивающего интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, формирование потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию, посредством взаимодействия основного и дополнительного образования.

Цель развития гимназии — обеспечение равенства возможностей обучающихся  получения качественного образования через реализацию принципа вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования.

Задачи:

  • модернизировать структуру и содержание основного и дополнительного образования через внедрение новых образовательных технологий, способствующих повышению мотивации обучающихся к качественному обучению;
  • обеспечить гибкость и согласованность структурных подразделений гимназии через реализацию комплексно-целевых программ;
  • разработать механизм повышения качества, вариативности и доступности образовательных услуг основного и дополнительного образования на всех ступенях школьного обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей.

Направления работы:

  • обновление содержания и структуры образования;
  • организация взаимодействия структурных подразделений гимназии;
  • развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
  • развитие институтов общественного участия в образовательной деятельности гимназии;
  • обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся в гимназии;
  • укрепление материальной базы.

Основополагающие принципы:

  • принцип вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования;
  • принцип непрерывности образования;
  • принцип максимального использования возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников;
  • принцип здоровьесбережения;
  • принцип гуманитаризации среды жизнедеятельности и развития ребенка.

Вариативный подход предполагает предоставление возможностей выбора как для обучающих, так и для обучающихся, обеспечение доступности качественного образования для всех школьников.

Непрерывность образования – это одновременное приобретение тех или иных знаний и приобретение тех или иных знаний и приобщение к культуре посредством взаимодействия основного и дополнительного образования. Принцип непрерывного образования обеспечивает организационное и содержательное единство и преемственную связь всех ступеней образования, совместно и скоординировано решающих задачи обучения и воспитания с учетом актуальных и перспективных личных и общественных потребностей.

Максимальное использование возможностей внутренней и внешней среды гимназии в развитии школьников обеспечивает становление и готовность обучающихся их внутреннего потенциала к осуществлению саморазвития и самореализации. Привлечение общественности и социальных партнеров содействует организации и активной социально — значимой деятельности обучающихся и расширению содержания образовательного процесса.

Здоровьесбережение, то есть грамотная забота о здоровье, является обязательным условием образовательного процесса. Формирование в гимназии здоровьесберегающего пространства позволяет всем участникам образовательного процесса совместно решать задачи не только сохранения и укрепления здоровья, но воспитания культуры здоровья.

Принцип гуманитаризации предполагает формирование системы отношения к миру, к себе, к обществу, основанной на эмоционально-ценностных, духовно-нравственных ориентациях личности, через создание культурно-эстетической среды, насыщенной творческими видами деятельности.

  1. Изменения основных элементов образовательной системы
    • Принцип подбора и комплектования профильных классов. За время работы в гимназии сформировалась система набора в классы расширенного содержания образования (предпрофильные 8-9 классы) и система комплектования профильных 10-11классов. Данный опыт необходимо сохранить.

Ожидаемые эффекты нововведения: обеспечение равенства возможностей обучающихся для получения качественного образования, меньшая наполняемость первой смены, что способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся в гимназии, увеличение количества учебных помещений для реализации принципа вариативности образования.

  • Программы обучения. Изменения по данному элементу образовательной системы в первую очередь должны быть направлены на разработку образовательной программы гимназии, во вторую очередь – на разработку, апробацию и внедрение программ спецкурсов по предметам с целью расширения спектра образовательных услуг по выбору учащихся.

 

  • Формы и технологии обучения. При совершенствовании содержания образовательного процесса, основанного на модернизации программно-методического обеспечения, необходимо учитывать соответствующие новым требованиям программ современные технологии и формы обучения.

         Проект государственного стандарта определяет как приоритетный компетентностно-деятельностный  подход. Следовательно, основной задачей в совершенствовании образовательных технологий является изучение теории компетентностно-деятельностного подхода (курсы повышения квалификации, самообразование педагогов) и поэтапное внедрение данной технологии в учебный процесс.

Внедрение новых технологий обучения влекут за собой изменения и форм и методов обучения. Репродуктивная система обучения должна смениться активными и интерактивными методами, предполагающими индивидуальную, групповую работу, а так же работу в парах.

Особое внимание необходимо уделить развитию проектной деятельности, практическим и лабораторным занятиям обучающихся как в учебной, так и в неурочной деятельности. Формы работы должны стать практико-ориентированными, нацеленными на развитие ключевых предметных компетенций.

Кроме того следует продолжить внедрение ИКТ в образовательный процесс. Задача заключается в оснащении учебных кабинетов компьютерами и всеми необходимыми сопутствующими техническими средствами. Потребуется организовать дистанционное обучение, способствующее организации учебного процесса для часто болеющих детей, а также для индивидуализации образовательного процесса одаренных школьников.

  • Совершенствование методов контроля, усвоение знаний, умений, навыков. Система ЗУНов должна измениться. Государственный стандарт определяет требования по формированию практических навыков, компетенций школьников. На это должен быть направлен процесс модернизации методов контроля. Под компетентностью понимается выраженное в практических навыках качество образования.
  • Учебный план гимназии. Корректировке должен подвергнуться и учебный план гимназии. С одной стороны, необходимо восполнить пробелы, выявленные в ходе анализа результатов деятельности гимназии за последние годы. С другой стороны, нельзя забывать о здоровье обучающихся. Перегруженность школьников – одна из существенных проблем на сегодняшний день. Необходимо скорректировать учебный план, добившись его сбалансированности.
  • Система методической работы с учителями гимназии. Система методической работы гимназии должна обеспечивать целевую ориентацию на инновационную деятельность, приоритет развития творческого потенциала, междисциплинарный подход в содержании и процессе обучения. Системообразующим фактором модернизации системы методической работы с педагогическим коллективом должны стать целевые программы и комплексно-целевые проекты. Комплексно-целевые проекты стимулируют педагогов к получению новых знаний, поиску и апробации новых эффективных технологий обучения, способствуют обогащению их педагогической деятельности за счет межпредметного взаимодействия. Работа в проекте позволить реализовать такие методы как контекстное обучение, обучение на основе опыта, обучение в команде. Происходит развитие социальной коммуникативной, продуктивной компетентностей, приобретается опыт решения реальных задач с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

Конкурсы, олимпиады являются одной из эффективных форм подготовки, обучающихся к будущей профессиональной деятельности в условиях инновационной экономики, а результат участия в них – объективным интегральным показателем готовности педагогов и обучающихся к инновационной деятельности. Повышению мотивации к участию в комплексно-целевых проектах будет способствовать участие в конкурсах, конференциях и других мероприятиях как в гимназии, так и в не ее.

  • Материально-техническая база. Укрепление материально-технической базы гимназии должно быть направлено на обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов; обновление компьютеров в кабинете информатики; увеличение объемов доступа в интернет.
  1. Описание развития различных ступеней гимназии
    • Адаптивная ступень – школа раннего развития. На данной ступени основной задачей является адаптация ребенка к школьной жизни, выравнивание возможностей обучения. Значительное место в программе занимают виды деятельности, хорошо освоенные ребенком в дошкольном обучении: рисование, лепка, конструирование, музыкальные игры, пение, танцы, игровая деятельность. Освоение новой деятельности – учебной – происходит постепенно, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
    • Первая ступень – 1-4 классы. Главная задача: научить школьников учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиваться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

Дети на параллели 1-4 классов, испытывающие трудности в обучении и общении, посещают группы продленного дня, где реализуется принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Работа по выравниванию возможности детей в получении качественного образования реализуется в рамках проекта «Здоровье» и является приоритетной как на адаптивной, так и на первой ступени обучения.

  • Вторая ступень – коммуникативная ступень, 5-7 классы. На данной ступени необходимо научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей.

Возрастная и ценностно-смысловая специфика обучения на второй ступени предполагает апробацию и внедрений идей и технологий, обеспечивающих переход на компетентностный подход в обучении. Основу урочной деятельности гимназистов составляют активные формы обучения. Обучающиеся имеют возможность посещать курсы по выбору, которые удовлетворяют их индивидуальные образовательные потребности и готовятся к выбору предпрофиля.

Продолжается специализированное эстетическое образование, свободное время занято разнообразными кружками по выбору. Внеурочная и внешкольная жизнь насыщена событиями, где обучающиеся могут проявить свои коммуникативные, социальные навыки, творческие способности.

  • Третья ступень – предпрофильная гимназия, 8-9 классы. Начиная с восьмого классы, формируются предпрофильные гимназические классы, которые специализируются на углубленном изучении одного из направлений: социально-экономическое, социально-экологическое, гуманитарно-эстетическое.

На этой ступени начинает функционировать научное общество гимназистов, где ученики приобщаются к исследовательской и проектной деятельности. Углубленное изучение отдельных предметов в рамках исследований или проектов способствует профессиональному самоопределению.

  • Четвертая ступень – профильная гимназия, 10-11 классы. На данной ступени гимназисты должны научиться понимать и объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, то есть решать познавательные проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

Проектирование профессиональных проб в 10-11 классах позволяет гимназистам приобщиться к элементам профессиональной деятельности и уточнить свой будущий профессиональный выбор.

  1. Развитие воспитательной системы гимназии

Цель: воспитание конкурентно-способной личности, способной самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности, обладающий сформированной, нравственной, мировоззренческой и гражданской позицией, с развитым конструктивным отношением к будущему и к общечеловеческим ценностям.

Направление деятельности:

  • вовлечение учащихся в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает их положительный опыт, укрепляет нравственные позиции, развивает творческие способности, способствует приобщению к системе культурных ценностей;
  • использование воспитательного потенциала гимназии, интеграции основного и дополнительного образования для формирования потребностей гимназистов к самообразованию и саморазвитию, интеллектуальному развитию личности;
  • формирование ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, навыков здорового образа жизни;
  • создания условий для воспитания организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
  • формирование умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных видах творческой деятельности.

Задачи:

  1. Модернизация воспитательной системы гимназии: переход к комплексно-целевому проектному построению воспитательного процесса:
  • реализация проекта «Здоровья»;
  • реализация проекта «Школа юных спортсменов»;
  • реализация проекта «Творческая мастерская»;
  • реализация проекта «Молодые молодым»;
  • реализация проекта «Школа лидера»;
  • реализация проекта «Звездное небо».
  1. Создание системы мониторинга эффективности воспитательной системы гимназии.

Основными ценностями воспитательной деятельности гимназии является ребенок, его развитие. Детство как особая жизнь ребенка. Воспитательная пространство как среда, способствующая развитию личности.

Принципы деятельности:

  • в центре внимания – внутренние ценности, возможности ученика;
  • обучающийся – субъект воспитательного воздействия;
  • учитель и ученик находятся в отношениях сотрудничества, сотворчества;
  • равенство возможности выбора содержания и форм творческой деятельности;
  • активная самостоятельная, инициативная позиция обучающихся.

Реализация этих принципов обеспечивает взаимодействие педагогов и воспитанников в единой образовательно-проектной среде.

Воспитательная деятельность охватывает все ступени гимназии.

Школа раннего развития                            Первая ступень 1-4 класса         

Проект «Наристе»                                          проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

Вторая ступень – коммуникативная ступень 5-7 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

Третья ступень – предпрофильная гимназия 8-9 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Творческая мастерская»

проект «Молодые молодым»

проект «Школа лидера»

проект «Звездное небо»

Четвертая ступень профильная гимназия 10-11 классы

проект «Здоровье»

проект «Школа юных спортсменов»

проект «Исследовательско-проектная деятельность»

проект «Молодые молодым»

проект «Школа лидера»

проект «Звездное небо»

  1. Развитие психологической службы

Определяя задачи дальнейшего развития психологической службы, следует исходить из того, что она является основным звеном, организующим психологическое сопровождение участников образовательного процесса. Объектом школьной психологической практики выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуациях школьного взаимодействия. Соответственно, предметом – социальная ситуация развития в условиях школьного обучения. Социальная ситуация развития – своеобразное, специфическое для данного возраста и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью:

  • социальная ситуация развития в условиях школьного обучения оказывает влияние на развитие личности ребенка в целом;
  • в условиях группового обучения социальная ситуация оказывает значительное воздействие на процесс и результат воспитания и обучения;
  • возрастные особенности могут оказать значительное влияние на переживание социальной ситуации и, следовательно, на процесс и результат воспитания и обучения;
  • организация деятельности психологической службы с учетом социальной ситуации развития на каждом этапе определенного возрастного периода способствует эмоциональному благополучию, психологическому комфорту, что в свою очередь положительно влияет на качество образования, на сохранение физического и психического здоровья обучающихся.

Цель развития психологической службы: содействие администрации и педагогическому коллективу в создании социальной ситуации развитии, соответствующей индивидуальности обучающихся и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса.

Задачи развития:

  • разработать и внедрить мониторинг социальной ситуации развития личности обучающихся на всех ступенях школьного обучения;
  • совершенствовать систему методов воздействия на социальную ситуацию развития с учетом особенностей каждого возрастного периода;
  • сопровождать образовательную, воспитательную, инновационную деятельность гимназии, обеспечивая психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников.
    Родители

    Обучающиеся в т.ч. одаренные дети,

    Администрация, педагоги

Психологическое сопровождение учебной деятельности
 Психологическое сопровождение профессионального самоопределения

Предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся

 Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности, социализации обучающихся
Родители

Обучающиеся в т.ч. одаренные дети,

Администрация, педагоги

1
2

 

 

 

 

 

 

 

 

5

1

 

 

 

Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся
4
 Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения
3

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы в соответствии с задачами развития.

Диагностическое:

  • осуществление мониторинга новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса;
  • мониторинг развития личности обучающегося в период переходи на новую ступень обучения (1, 4-5, 7-8, 10 классы);
  • мониторинг здоровьесберегающей направленности образовательного пространства на разных ступенях обучения.

Психологическое просвещение и коррекционно-развивающая работа:

  • возведение в традицию мероприятий по повышению психологической культуры педагогов и родителей на определенном этапе каждого возрастного периода;
  • совершенствование системы занятий и других форм работы по развитию социально-психологической компетентности;
  • совершенствование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, испытывающими трудности в обучении или в общении.

Научно-методическое:

  • психологическая экспертиза новых образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса;
  • обеспечение качества профилактической воспитательной деятельности за счет расширения взаимодействия с социальными партнерами;
  • поиск и апробация инноваций в области психологических достижений, обеспечивающих эффективность образовательного процесса.

Модель приоритетов во взаимодействии психологической службы с участниками образовательного процесса на всех ступенях школьного обучения

 

 

 

Психологическая служба
Предшкола «Наристе»
Начальная школа
Среднее звено
Старшие классы
Родители
Педагоги
Педагоги
Обучающиеся
Педагоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся
Родители
Педагоги

 

Дети
Родители
Родители
Обучающиеся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Модель выпускника Учебно-воспитаетельного комплекса школы-гимназии № 62

 

Выпускник программы «Наристе»

 

 

 

  1. Управление программой развития

Модель управления образовательный процессом гимназии будет представлять собой совокупность взаимосвязанных комплексно-целевых проектов, реализуемых с учетом приоритетного направления на каждой ступени образования. Такая модель дает основное стратегическое конкурентное преимущество за счет гибкого поведения в изменчивой внешней среде. Система мониторинга образовательного пространства будет служить индикатором эффективности комплексно-целевых проектов, а также основанием для их коррекции.

Ответственной за реализацию программы развития является администрация и научно-методический совет гимназии.

Администрация:

  • разрабатывает и систематизирует нормативно-правовую и инструктивно-распорядительную базу деятельности гимназии;
  • несет ответственность за своевременное исполнение плана реализации программы развития;
  • контролирует ход реализации программы развития;
  • выявляет научные, методические, технические проблемы реализации программы;
  • готовит ежегодный анализ реализации программы.

Научно-методический совет:

  • рассматривает предложения по реализации программы развития;
  • рассматривает тематику мероприятий в рамках программы развития;
  • определяет персональный состав проблемно-творческих групп по реализации комплексно-целевых проектов;
  • осуществляет экспертизу реализуемых программ;
  • организует изучение и апробацию новых технологий в творческих группах;
  • осуществляет координацию инновационной деятельности всех структурных подразделений гимназии;
  • анализирует эффективность работы методических объединений, научного общества учащихся по реализации программы развития гимназии;
  • оценивает качество реализации программы развития;
  • разрабатывает предложения по морально-материальному стимулированию инновационной деятельности педагогов.
  • Основные исполнители программы – методическая служба, методические объединения и проблемно-творческие группы.

Методическая служба:

  • организует научно-педагогическое, программно-методическое, содержательно-технологическое обеспечение реализуемой программы по отдельным направлениям;
  • формирует банк инновационной педагогической информации – результатов работы методических объединений, отражающих уровень и эффективность их работы;
  • организует обсуждение и рецензирование целевых программ и комплексно-целевых проектов:
  • осуществляет мониторинг эффективности новых технологий и качества преподавания.

Методическое объединение:

  • организует изучение и апробацию новых технологий;
  • определяет тематику мероприятий в рамках педагогической информации – результатов работы методического объединения, отражающих уровень и эффективность ее работы, и пополняет «Методическую копилку» на сайте гимназии.

 Проблемно-творческие группы:

  • разрабатывают программы обновления содержания основного и дополнительного образования;
  • реализуют комплексно-целевые проекты в контексте основных задач программы;
  • обеспечивают взаимодействие структурных подразделений гимназии;
  • разрабатывают методические пособия по билингвальному (многоязычному) образованию;
  • разрабатывают календарно-тематические планы по реализации программы многоязычного образования.
  • 9.Сроки и этапы реализации Программа

1 этап (2015-2016 гг.) – подготовительный:

Предусмотрены работы, связанные с разработкой моделей развития образовательного пространства гимназии по отдельным направлениям, приведение их в соответствие с городской программой развития, их апробацией, а также с началом преобразований, реализацией проектов и комплексно-целевых программ. Начало модернизации материальной базы гимназии и другие высоко затратные работы, поиск источников инвестиций, определение основных направлений методического, кадрового и информационного обеспечения Программы.

II этап (2017-2018 гг.) – практический:

Дальнейшая модернизация ресурсного обеспечения программы развития. Осуществление методического, кадрового и информационного обеспечения программы. Анализ промежуточных результатов. Коррекция содержания и сроков реализации Программы в соответствии и целевыми индикаторами ее реализации.

III этап (2019-2020 гг.) – заключительный:

Анализ полученных результатов и описание основных этапов фактической реализации Программы. Соотнесение полученных результатов с поставленными целями. Обобщение и описание основных этапов и результатов реализации Программы. Определение основных направлений развития гимназии на период 2020 – 2025 гг.